среда, 3 апреля 2013 г.

Как я проходил Випассану

Випассана или как стать освобожденной личностью.



Про випассану я раньше не слышал вообще ничего, впервые о ней рассказали наши друзья, Ева с Романом. Хотя они сами ее еще не проходили, но очень хотели.

Рассказали они нам о ней, как об очень интересной штуке, что-то сродни «9 дней освобождения мысли» из советов Анастасии.

Заинтриговавшись, я заглянул в интернет.



Випассана длится 10 дней. За эти десять дней соблюдается режим молчания, никто не должен разговаривать между собой, нельзя разговаривать даже жестами, взглядами, намеками и т.д., нельзя вести никакие записи, смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги и т.д., нельзя покидать территорию центра.

На время прохождения випассаны, ты обязуешься соблюдать 5 принципов: не воровать, не убивать, не врать, не принимать интоксикации (курение, алкоголь, наркотики и т.д.), отказаться от сексуальной активности.

Та же ты обязуешься строго соблюдать режим дня, который примерно следующий:

4:00 – подъем
4:30-6:30 – медитация
6:30-8:00 – завтрак и отдых
8:00-11:00 – медитация
11:00-13:00 –обед и отдых
13:00-17:00 – медитация
17:00-18:00 – ужин и отдых
18:00-21:30 – медитация, один час из которых, вечерняя лекция

Итого примерно около 10 часов медитации в день.

И вот мы с Ритой прибыли в центр медитации Dhamma Kalyanna, расположенный близ города Канпур, штат Уттар Прадеш на севере Индии.

Нас зарегистрировали, мы сдали все свои ценные вещи на хранение, взяв с собой только самое необходимое, т.е. мыло, зубную щетку и пасту, белье на смену и пару вещей.

Центр разделяется на две половины, мужскую и женскую, поэтому мы с Ритой виделись только в общем холле медитации, где соблюдалась абсолютная тишина и поговорить ессно было нереально.

В этом центре, все лекции были на двух языках, хинди и английский, поэтому я сидел и нихрена не понимал. 

Только вечером, специально для меня нашли диск на русском и отдельно, в столовой, мы смотрели лекцию на русском, я, Рита, и еще один мужик, который понимал на английском, но предпочел слушать на русском.

Эти вечерние лекции меня и спасали, хоть с запозданием, но я все же узнавал, что нужно делать и начал практиковать.

Первые три дня, нужно было просто сидеть скрестив ноги, с прямой спиной, закрыв глаза и просто наблюдать за своим дыханием. Не пытаясь его контролировать, ускорять или давать ему какую-то оценку, просто наблюдать. Наблюдение за дыханием, это основа этой практики.

Самое сложное было, это сидеть не меняя положения. Естественно я его менял каждые 10-15 минут, потому что ноги затекали нереально, а спина начинала болеть.

В конце третьего дня, на лекции нам сказали, что со следующего дня надо наблюдать за ощущениями в теле, но для начала, сначала наблюдать только на одном небольшом участке, под носом.

Эти три дня нужны были для того чтобы успокоить ум и сделать его более острым. Когда он становится достаточно острым, ты начинаешь чувствовать ощущения на теле.

Весь четвертый день мы сидели и наблюдали за ощущениями на участке под носом. Почему именно небольшой участок? Нам объяснили, что если участок будет большой, то мы будем чувствовать только грубые ощущения, а если участок небольшой, то ум начнет отлавливать тонкие ощущения, что на самом деле и произошло.

Кроме грубых ощущений, покалывания, почесывания, какие-то дергания мышц, пот и т.д. через какое-то время я начал ощущать какие-то движения на этом участке, не понятные мне, намного более тоньше, как будто что-то происходит на клеточном уровне.

На пятый, шестой день, нужно было наблюдать ощущения во всем теле в определенной последовательности, рекомендовали начать с макушки головы и вниз, до кончиков пальцев ног.

На седьмой день сказали уже отслеживать не частями, а потоком у кого получится, у кого нет, так же можно продолжать частями.

И так до девятого дня, правда на девятый день, нам говорили, чтобы работали очень серьезно, без перерывов, т.е. во время перерывов, ходить осознавая каждое движение телом и одновременно наблюдая за ощущениями.

На десятый день нам дали технику, так называемую Мита, когда ты после медитации, желаешь людям счастья, умиротворения и любви.

После десяти часов сняли обет молчания, все начали общаться, а мне было не с кем, да и не хотелось.

На одиннадцатый день утром все разъехались.

Итак, как я уже сказал, это было не совсем то, чего ожидал, но техника мне понравилась, а философия которую они дают параллельно вместе с техникой не очень.

К тому же, что-то подобное я уже практиковал, у меня были результаты и я знал, что это работает.

В 2009 году, когда у меня было, что-то типа кризиса, я был один, у меня не было ни копейки денег, никакого имущества, движимого и недвижимого, бизнес я закрыл, и я шел по улице, бредя куда глаза глядят.

Мне даже негде было переночевать. Тогда я встретил одного своего друга, который узнав, что и как пригласил меня жить к себе.

Этот друг, был очень разносторонне развит в религиозном плане. Он изучил и практиковал все наиболее известные религии, ислам, христианство, буддизм, индуизм, был в секте Саи Бабы, изучал Живую Этику, читал очень много эзотерической литературы, такие например, как Зеланд, Ошо, Платонова, Блаватская, Шри Чинмой, Рерихи, Дипак Чопра и пр.

Он мог часами говорить о той или иной религии, о любви к Богу и т.д.

Я жил у него около 5 зимних месяцев, и занимался тем, что просто наблюдал за собой. За своими ощущениям, мыслями, эмоциями, реакциями. Наблюдать надо было как-бы со стороны, не давая оценки, т.е. другими словами, не отождествлять все действия с собой.

Сначала было трудно, потом получалась все лучше и дольше. В конце концов, я находился все время в режиме наблюдения за собой. Было много интересных случаев, но одно могу сказать, на каком-то этапе, вдруг я стал свободен от своих реакций, т.е. когда, что-то происходило, что касалось непосредственно меня, у меня появилась свобода, реагировать на это или нет.

По сути, это примерно та же техника, только не так жестко, не так целенаправленно, и немного с другими акцентами.

Да конечно, глупо ожидать за 10 дней, каких-то значимых результатов, но небольшие результаты все же были.

Например, до прохождения випассаны, высидеть целый час, сидя в позе Буды, не шевелясь, для меня было нереально. После, хотя под конец ноги все же болят, но вполне терпимо, можно даже делать это каждый день.

До шестого дня я не мог высидеть час не меняя положения, на шестой день я решил, что высижу час несмотря ни на что.

Я тупо сидел целый час, ничего не наблюдая, кроме дикой боли в ногах, пытаясь не реагировать на неё. Это было реально тяжело. Потом каждый следующий раз, был капельку легче.

И вот под конец випассаны, я сижу час, довольно свободно, практически не обращая на боль внимания, к тому же она стала намного меньше.

Какие еще результаты? Я понял для себя, что я больше никогда не буду считать себя приверженцем той или иной религии, культуры и прочей обусловленности, в том числе и философии Будды.

Когда я был в Сознании Кришны, я представлял свое будущее в поместье, вот я сижу в поместье и читаю мантру Харе Кришна… бред, ну никак у меня в голове не укладывалось это. Было еще куча других моментов, поэтому я решил, я больше не кришнаит, я просто стремлюсь к поместью.

Представляя себя медитирующим в поместье, просто наблюдая за своими ощущениями, без всякой философии, это в моей голове укладывается и я даже вижу реальную пользу.

Вот такая вот випассана и такие выводы.

P.S. Тут можно почитать мучения моей жены на випассане :))


Немного фото центра випассаны

комната
вход на територию медитирования

приемная

мужской корпус


холлы медитации
возле столовой


дорожки, цветы и газон

3 комментария:

Unknown комментирует...

Талгат, и всё же освобождениемысли - это противоположное випасане, в которое скорее сосредоточение мысли. Разве не так?

Ева Счастливая комментирует...

Э-ге-гей!!!! Так вывод-то самый, что ни на есть, тот!!! А ты говоришь результаты не большие=)

Unknown комментирует...

Да, Вадим, так и есть. Забыл сделать акцент на этом, что разные акценты и цели.
Випассана - это практика для очищения ума, а освобождение мысли - для ее освобождения, хотя момент очищения тоже есть.