понедельник, 14 января 2013 г.

Парикрама вокруг Вриндавана


Прежде всего, я хотела бы поблагодарить Падьявали Шри, за всё то, что нам посчастливилось увидеть и почувствовать во время прохождения. Также попросить заранее тысячу извинений, если я что-нибудь напутаю или где-нибудь ошибусь. Я просто хотела бы написать то, что увидела и ощутила сама.

Я хотела бы попросить заранее не заморачиваться на религии и других каких-то специфических терминах. Религия – это просто путь, которым можно однажды прийти к Богу, и у каждого он свой. Здесь этот путь имеет свои особенности и свою культуру. Но суть у всех религий по-прежнему остаётся одинаковой.


По дороге Падьявали Шри рассказывает:  «Вриндаван – это самое трансцендентное место на Земле. Те, кто здесь родился – в высшей степени счастливые люди. Им не нужно прилагать никаких усилий, чтобы постоянно помнить о Боге. Они уже рождены с этой любовью в сердце. Бог, Кришна для них -  это не объект для поклонения, это член каждой семьи, самый близкий друг, с которым они ложатся спать, встают, едят, гуляют, работают. И если вы видите здесь выпивающего или курящего человека или еще что-то – вы ни в коем случае не должны это осуждать. Уясните, это просто не наше дело, просто не нужно даже думать об этом!!!  По духовности и любви к Богу мы не сравнимся даже с обезьяной, рожденной во Вриндаване, даже рядом не стояли!»

Мы начинаем парикраму, снимаем обувь. В начале нужно непременно поклонится и попросить, чтобы Вриндаван открылся тебе. Земля кажется холодной, но это только первых минут десять – потом привыкаешь. Парикрама – это когда ты обходишь какое-то святое место, выражая почтение этой земле. Парикрама приносит большое благо для человека. Некоторые люди каждое утро обходят Вриндаван босиком. Парикрама вокруг Вриндавана длится 12 километров. 

В начале пути мы видим огромные, вековые деревья, которые застали времена, когда Кришна являлся на эту землю. Говорят, ещё лет пятьдесят назад здесь не было цивилизации. Когда-то это были просто джунгли. От настоящего Вриндавана осталась лишь пыль, Радха Кунда (река или водоём, не знаю как назвать) и Говардхан (гора, которую Кришна удерживал долгое время на одном лишь мизинце).

По дороге мы понимаем, что храм здесь просто на каждом шагу, через каждые двадцать-тридцать метров. Есть храмы роскошные, отстроенные, а есть просто маленькие комнатки, в которых живут пожилые садху и в очень простых условиях целый день занимаются тем, что поют бхаджаны и служат своим Божествам. 

По дороге нам встретились полицейские. Вы видели когда-нибудь добрых полицейских? А мы видели))). Кстати говоря, когда ты загораживаешь путь рикшам они никогда не крикнут тебе: «Эй, ну куда ты прёшь!», они с улыбкой будут кричать тебе: «Радхе! Радхе!». По-моему Радху, спутницу Кришны,  здесь любят больше всего на свете))). Также  добродушным «Радхе! Радхе!» здесь заменяют:  спасибо, здравствуйте, до свидания, рад тебя видеть, отойди, дай десять рупий и ещё очень много других слов. Наверное, почти все слова можно было бы заменить.

Вот так мы и шли и на каждом шагу каждый Бриджабаси громко и сияя кричал нам «Радхе! Радхе!», мы с восторгом отвечали этим же.

Падьявали Шри остановила нас и сказала: «Постойте, здесь у меня живёт один знакомый дедушка». На окраине дороги стояла маленькая лачуга, или даже я не знаю как назвать этот вид жилища). Оттуда вышел старец в оранжевых одеждах. Он разрешил заглянуть к себе в жилище, где не было вообще ничего, кроме Божества Шивы в центре его комнатки. Падьявали Шри говорит, что садху (святой, преданный Бога) целыми днями читает мантру и служит Шиве, больше у него нет других интересов. Старец выглядел очень добрым и коснувшись головы каждого из нас, дал нам благословения. Очень благоприятно получать такие благословения и есть пищу, которую готовил или даже просто держал в руках святой человек. Это даёт возможность перенять хотя бы маленькую частичку его чистоты и любви.

Пройдя ещё немного мы увидели реку. Падьявали Шри объяснила, что эта река, Ямуна, тоже Священная. Если омоешься в ней, она очистит тебя от грязи и заберёт часть твоих грехов. Каждый вечер Бриджабаси собираются на берегу реки и делают ей подношения: пускают по реке свечи и цветы. Особенно красиво смотреть на это, когда уже темно. Поклонение  Ямуне сопровождается воспеванием. Сегодня на берегу собралось очень много людей. Мы тоже предложили Ямуне цветы и огонь.

Вообще жизнь во Вриндаване похожа на какую-то нереальную сказку. Здесь всё по-другому, абсолютно всё. Другие ценности, другие интересы. Будто бы ты оказался в другом мире.

По дороге мы то и дело заходили в храмы, какие-то Святые места, которые сопровождались разными рассказами. Мне кажется, с первого раза запомнить все эти истории просто нереально, да и цели у меня такой не было.

Мы прошли примерно две трети пути и солнце уже садилось. Точно помню, что мы заходили в храм Шивы. Говорится, что первым делом приехав во Вриндаван нужно зайти именно в этот храм и попросить у Шивы, чтобы Вриндаван открылся тебе.

Уже совсем стемнело, но настроение наше все больше и больше менялось. Чем дольше мы шли, тем радостнее становилось на душе. Я даже не знаю таких слов, какими можно передать эти ощущения. Наверное, просто кайфово, другого слова не подберу))). Да и вообще Бриджабаси – это просто кайфуши одним словом))))). Отчего они такие счастливые ходят по этой земле – одному Богу известно. Как будто бы никакие материальные передряги их абсолютно не касаются. Мне показалось, будто бы это просто какая-то сказочная легенда, в которой всем героям предопределена самая лучшая участь.

Мы проходили улочки одна за одной и на каждой наблюдали, как люди жили здесь просто под навесом и  разводили огонь – конечно, это по большей части мужчины, и скорее всего просто отречённые аскеты какие-то. При всём скудном убранстве жилища я не видела ни капли претензии в их добродушном взгляде.

Бриджабаси обожают фотографироваться. Бывает так, что стоит Бриджабаси грустный и задумчивый. Но только щелкнешь его из фоторужья – как он тут же расплывается в блаженной улыбке. Так мы фотографировали многих старцев)). Особенно маленькие мальчишки подбегают и позируют, крича: «Уан фото, уан мор фото»))). Один мальчишка всё время нас преследовал, позируя то так, то эдак))). Так что фотоохота здесь выдалась на славу)).

Несмотря на то, что мы не всегда соблюдаем их порядки, носим не те одежды, может нарушаем что-то – они счастливы, когда люди из других стран приезжают к ним, чтобы послушать про Кришну. Кажется, будто бы у них и в мыслях нет осуждать кого-то, кто не такой как они. Поэтому здесь ты чувствуешь себя просто наивным ребёнком, которому прощаются любые оплошности)).

В начале восьмого во всех храмах и домах начинаются службы. Ты просто идёшь и замечаешь, как люди стоят перед алтарем и поют, радуются. Будто бы сегодня какой-то праздник. Но у них такой праздник каждый божий день, без перерывов и выходных.

Мы зашли в очередной храм и с этого места моё сердце просто начало таять, подобно маслу на солнцепёке. Это не были какие-то трансцендентые чувства, а я бы сказала вполне объяснимые. Когда мы зашли в храм (кажется храм Джаганнатхи), нас встретил дедушка в оранжевых одеждах. И такое было чувство, как будто бы это не мы, а его родные дети пришли к нему в дом после очень долгой разлуки. Он бежал нам на встречу и радовался. Провёл к Божествам и будто бы в уме прыгал от счастья оттого, что мы просто зашли к нему и его Божествам. Он с удовольствием разрешил нам сделать фото на память рядом с ним. После он дал каждому из нас какое-то угощение, причём он раздал всё, что у него было. Его глаза были похожи на прожекторы счастья и всепрощения. Наверное, так выглядит всеобъемлющая любовь к Богу и ко всем на Земле.

Падьявали Шри останавливает нас подле какой-то комнатки и говорит: «Здесь живёт Святой, которому уже 160 лет. Мы могли бы получить у него благословение». Пока Падьявали разговаривала с учеником старца, мы с удовольствием остановились в его дворе послушать, как десяток пожилых мужчин посвящали свои песнопения и танцы Богу. На душе у меня было чувство, будто я семилетняя девочка и эти дяденьки поют мою любимую песенку. Они пели искренне, с улыбкой на лице блаженно закрыв глаза. Будто бы просто поют свою самую любимую песню.

Падьявали Шри показалась из комнатки и позвала нас. В комнате стоял двухметровый мужчина, видимо его ученик, а на кровати сидел  старец. Было заметно, что он ничего уже не слышит, не видит, и не ощущает, по крайней мере, снаружи. В руках у него были чётки, и судя по всему это было единственным занятием в его жизни. Ученик разговаривал со старцем так, будто бы любящий сын обращается к любимому отцу. 

Мы подходили каждый по очереди, подставляя свою голову под его руку. Сам он голову найти не мог и ему помогал его ученик. Он касался головы каждого и мог бы держать так свою руку очень долго, не имея понятия о времени. Поэтому ученик смеялся, убирал руку от головы и говорил: «Ну всё, всё, хватит». После этого он приглашал другого. Так мы все по очереди получили благословение от старца.

Мы уже собирались уходить, как старец стал нам раздавать угощение, похожее на сладкую вату. Падьявали Шри просияла от счастья. Получить угощение из рук мудреца здесь очень и очень ценно. Это чуть ли не единственная возможность пренять хоть каплю его чистоты и любви. Она сказала, что за всё время, которое она его знает, такое происходит впервые. «Ну как, что-то почувствовали?» - спросила она, - «Ну, ничего, обязательно еще почувствуете. Это просто так не проходит».

Под конец парикрамы, мы зашли еще в один храм. Я не помню название этого храма, но что там происходило мне запомнилось больше всего. Сначала я услышала песню, которая показалась очень родной моему сердцу. То, что произошло со мной дальше, наверное, имело самое большее значение за все время нахождения здесь. Зайдя в храм, мы увидели около десяти дедушек, которые проводили службу. Мы сели, чтобы послушать. Я вглядывалась в их лица и неожиданно из моих глаз ручьём потекли слёзы, которые очень трудно было сдержать. «Господи, неужели возможно ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ ЛЮБИТЬ БОГА!!!» - это была первая мысль, что пришла мне на ум. Они пели с такой любовью и нежностью, какая нам и не снилась. Кажется, будто любой мусульманин или христианин увидев их,  с радостью принял бы Кришну в своё сердце. Я вдруг поняла, что все книги, которые я прочитала о Боге и все лекции, которые я прослушала, не отражали и десятой доли того, что я увидела на лицах этих старцев. Это просто невообразимо – ТАК любить! Мне хотелось слушать еще и еще, мне хотелось навсегда остаться здесь и продолжать смотреть. Я думала: «Как это возможно, так любить, зная наперед, что взамен ты не получишь абсолютно ничего???» К сожалению, было очень поздно и пора возвращаться домой.

Но вот что я осознала – наверняка те несколько минут и были главными, ради которых я вообще сюда приехала. Никакие религиозные обряды или лекции, никакие знания  не показали мне столько любви, сколько было в душе этих дедушек. Было так хорошо, что просто хотелось плакать.

По дороге мы радостно обсуждали с Талгатом это явление и вообще всю парикраму. Два дня мы ходили, не зная, куда бы примкнуть, и вот наконец на  третий день  нам посчастливилось встретить Падьявали Шри.

Я вдруг поняла, как можно узнать действительно ли та или иная религия может привести к Богу.  Нужно просто наблюдать за самыми старшими её последователями. Если они обрели самые светлые и хорошие качества практикуя долгие годы своей жизни – значит  можно смело следовать за ними.

Я попрошу всех тех, кто с недоверием относится к этой религии не судить предвзято. Просто представьте, что я описываю культуру другой народности или вы читаете прекрасную сказку со сказочными героями Радхи и Кришны. Не обращайте внимания на внешние атрибуты. Ведь самое главное – это Любовь. Мне кажется, что настоящей Любви невозможно научится по книгам или совершая какие-либо ритуалы, к какой  религии они бы ни относились. Только живая душа наполненная этим сокровенным чувством до краев способна передать всю суть.

Парикрама подошла к концу.  Я поняла для себя, что то, на что стоит обратить внимание в первую очередь – это не храмы и не божества, не какие-то там правила и предписания. Самое главное – это люди, которые без ума влюблены во все вокруг. Ты видишь их, и понимаешь, что Бога не любить просто невозможно.


Так закончился наш третий день во Вриндаване.

2 комментария:

astronom комментирует...

В христианстве есть такое понятие: "Быть в прелести".. Ходишь как под гипнозом, вокруг грязища и нищета, а тебе все нравится.. В таком состоянии человека можно на убой вести, а он ничего и не поймет.. Статья эта, думаю, четко описывает это состояние..

Unknown комментирует...

Не знаю, что Вы имели ввиду, но лично я точно был не в таком состоянии. Нищета и гряз мне явно не нравились, нравилось только отношение людей к богу, да и сами люди.