Дань моде или действительно в этом что-то есть?
По счастливому случаю, сегодня утром попали к индийскому лекарю. Что интересно, там где мы есть сейчас, во Вриндаване, практически в каждой аюрведической лавке есть такой лекарь, который прежде тебе что-либо продавать, проверит, нужно ли тебе это?
Подход аюрведы мне нравится давно, но под впечатлением сегодняшнего приёма у аюрведиста вдохновилась написать статью. Прям-таки немедленно)).
Небольшое сравнение.
Наш подход: У тебя что-то заболело. Ты идешь к врачу. Сдаешь кучу анализов. Чаще всего, тебе на бумажке пишут какие-то страшные слова, о значении которых ты мало понимаешь. Не объясняют. Прописывают чаще всего какую-нибудь химию. Лечишься. Либо лечишь одно, калечишь другое, либо все эти пилюли просто не помогают.
Идешь к другому врачу. Опять сдаешь анализы, он опять ставит диагноз: другое страшное слово. Выписывает другие препараты. Не дай бог, это еще и врач женской консультации – последствия непоправимы. (Я помню, как на первом курсе института при прохождении медосмотра, каждой второй ставили эрозию шейки матки, отправляли на прижигание. И абсолютно каждой прописывали гормональные. Что это – бизнес? Или халатность?)
Врачи в основном пускают всех под одну гребенку и по похожим симптомам прописывают одни и те же препараты. Но причина-то, судя по всему, сидит гораздо глубже.
Подход аюрведы: Приходишь к врачу. Говоришь симптомы. Он внимательно тебя разглядывает – щупает пульс, смотрит на ладони, ногти, волосы, прощупывает суставы, смотрит на веки и в глаза. Задаёт уточняющие вопросы: а бывает ли с тобой такое-то? А чувствуешь ли ты себя так-то и так-то? Определяет твою конституцию, т.е. дошу.
На прилавках у него стандартный набор препаратов. В основном это всё составы из травок, масла, либо растения или какие-то смолы. Естественно, всё это собрать можно лишь вручную, потом подготовить, высушить и измельчить. Искусственную химию аюрведа не приемлет принципиально.
Аюрведисты в Индии, в основном не учатся в институтах, как правило, у них преемственность поколений по мужской линии. (Мы читали историю той лавки, там так и было написано: такой-то лекарь передал божества и знания своему сыну, тот своему сыну, и т.д.).
По крайней мере, про хорошего аюрведиста говорят так: «Это очень хороший потомственный доктор аюрведы, в таком-то поколении». Подход личностный, как в обучении, так и в лечении. Но бывает по-разному. Широко известный О.Г. Торсунов хоть и непотомственный, но тоже профи.
Доктор, зная свойства каждой травки и их влияние на человека с той или иной конституцией, прописывает тебе комбинацию этих трав, говорит сколько принимать и когда. Заодно говорит, от чего тебе в соответствии с твоей природой нужно в принципе отказаться, а что благоприятно.
Что мне еще нравится, так это то, что в аюрведе не замарачиваются на названии заболевания, не стараются все загнать под один шаблон. Просто определяют по симптомам и по особенностям человека, какой природы нарушения и как это можно исправить.
О конституции, или по-местному о «дошах». Доши – основное понятие аюрведы. Согласно аюрведе, как только человек родился, изначально и до конца своих дней ему присуща та или иная конституция, те или иные предрасположенности к болезням, то или иное состояние здоровья. Если ты хорошо знаешь свои особенности, понимаешь свою природу, даже при склонности к каким-то заболеваниям ты можешь их избежать и жить счастливо.
Доши, конституции всего – три.
- Вата (воздух),
- Пита (огонь),
- Капха (земля).
В идеале, у человека все три должны быть сбалансированы. Но идеалы сейчас рождаются крайне редко))). К примеру, если ты Пита, то тебе не хватает Ваты и Капхи, и тебе на протяжении жизни нужно как-то их восполнять и быть осторожней со своей огненной натурой. То есть на протяжении жизни, ты должен балансировать. Как правило, не бывает так, что ты чисто Вата или чисто Пита. Там обычно намешано несколько.
Примерное описание дош.
Человек Вата-конституции, т.е воздух. Внешность – худой, кожа, волосы сухие, угловатый, мелкий. Либо высокий и угловатый. Лёгкий. Особенности психики – ветреный, непостоянный, рассеянный, резкий, сухой, гиперактивный. Бывают такие мальчишки и девчонки в школе, которые за 5 минут прочитали, все запомнили, сдали на отлично, а на завтра уже абсолютно ничего не помнят. Вот это наглядный пример Ваты. Такие люди быстро что-то начинают, но и быстро бросают. Им легко переключится с одного на другое, подхватить идею. Но нет никакой гарантии, что они доведут дело до конца.
Им лучше всего заниматься «сиюсекундной» деятельностью. То есть, то, что можно сделать конкретно здесь и сейчас, срочно, но не долгосрочно.
Ватам, чтобы утихомирить свою ветреную натуру нужно всячески «заземляться». Им приемлемо спать днём, кушать тяжелую пищу, рекомендуется составлять расписание, ибо жизнь ваты – это сплошной экспромт. Стараться выполнять все свои обещания.
Пита-конституция. Огонь. Внешность – среднее телосложение, пронзающий взгляд, высокий лоб, острый нос. (Из лекции – вонючий пот. Да и вообще, человек Питы очень любит «повонять» и в моральном смысле этого слова). Характер очень вспыльчивый, огненный. Питы любят показуху. Одеться с шиком, элегантно пахнуть. Им присущи щедрость, благородные манеры, стремление выделяться.
Но то, что им мешает жить – это их чрезмерный огонь. Вспыльчивость, конфликтость, упрямость, острое стремление к справедливости. Если что-то пришлось ему не к душе – он молчать не будет. Зато Пита очень щедр, гостеприимен, благороден и готов покровительствовать.
Питам по жизни нужно усмирять свой огонь. Сдерживать эмоции, воздерживаться от острой пищи.
Капха - земля. Во мне много Капхи – поэтому могу дать наиболее подходящее определение. Одним словом, Капха – это тормоз. Его очень тяжело раскочегарить, ну ооочень. Он будет думать очень долго и медленно, но если примет решение, уже его не переменит. И переубеждать бесполезно;) Короче, как танк или бронепоезд. Внешность – тяжёлый, полный, округлый, цвет кожи и волос – белый, бледный, светлый.
Капхи во всем стараются придерживаться плана, а если не получается – их это очень выводит из равновесия. Капху обо всем лучше предупреждать за неделю, ибо он не переносит экспромтов. Капха очень долго запоминает, но раз и навсегда.
Зато этим людям можно поручать какие-то серьезные дела и можно на них рассчитывать. Конечно, ждать от капхи, что он тут же, прямо сейчас согласиться и завтра же выполнит твою просьбу – это бред. Нужно недельку подождать пока он подумает, еще недельку, пока раскочегарится. Ну а как раскочегарится и начнет – можно ни о чем не беспокоиться))). Этот танк уже не остановишь)).
Капхам тяжело сдвигаться с места, что-то кардинально менять в своей жизни. Они консервативны и ко всему имеют основательный подход. Как правило, слово капхи – железно.
Но то, что мешает им жить – это чрезмерная заземленность, тучность, медлительность, тормознутость, одним словом. Чтобы эту заземленность немного уменьшить, капхам желательно больше двигаться, иногда делать что-то в разрез с расписанием. Противопоказано спать днём, кушать тяжелую пищу. Противопоказано «заземляться».
Конечно, не все так просто. Там много всяких комбинаций и вариантов. Капха-пита, вата-пита и т.д. Бывает, что человек с внешностью ваты, а по характеру – капха. Бывает Капха-пита, у которого вышла из берегов Вата. Ну в этом уже сложнее разбираться. Это как музыка – в одной мелодии столько нот и вариаций бывает…
Но вот к примеру ты Капха и ты об этом как-то не задумывался. Ты ешь много сладкого, мучного, много риса, зернобобовых. Предрасположен спать днём, и из дома не вылазить. Вести малоподвижный образ жизни. Ты очень медленно всё делаешь. Короче, для своей конституции ведешь абсолютно неправильный образ жизни.
Оттого и в теле что-то происходит, возникают какие-то болячки, которые ты пытаешься залечить каким-нибудь Борометолактобактерином (сама только что придумала). А жить продолжаешь так же. И однозначно делаешь себе только хуже. Одни симптомы ты вылечил, но за ними следом появляются другие. И так всю жизнь.
Но определив свою конституцию и обратив внимание на свои особенности, ты можешь своё здоровье отрегулировать простыми действиями: правильный образ жизни, правильное питание. Ну, а те болячки, которые уже дали о себе знать, можно аюрведическими травками и смесями как-то сгладить.
Еще. Один из принципов аюрведы – то, что одного лечит, другого калечит. Например, говорится: кокосовое масло очень полезно. Но Капхам оно противопоказано, потому что само по себе тяжелое. Полезно очень много двигаться – но не Ватам. Ибо они и так делают много лишних движений. Перец чили очень полезен - но не Питам. Это будет лишь добавлять огня в их не без того огненную природу. Всё индивидуально.
О нашем походе к доктору.
Когда супруг ездил в ауровиль – купил мне несколько препаратов. Заинтересовавшись, я стала смотреть отзывы на шатавари (женская травка), ним, брами и еще что-то. Во Вриндаване мы решили докупить еще шатавари для родственников и нашли аюрведическую лавочку. Чисто случайно мы узнали, что это самая известная лавочка и что там самый хороший доктор в этом районе и он может дать книжку на русском обо всех этих препаратах.
Тут Талгату как раз в рассылке пришла статья про шатавари и я прочла, что подходит она не каждой женщине. Ну, мы пошли, спросили эту книжку и на обороте увидели, что консультация бесплатно. Пришли. Доктор поговорил с нами, внимательно отсканнировал взглядом, прощупал, долго изучал пульс. Внимательно изучил ладони, глаза и веки Талгата. После чего определил нашу конституцию. Как выяснилось, мы оба капха-питы. В основном капхи, что очень на нас похоже;)
(Узнаю своего мужа. Если он делает видеоролик, он его делает долго и нудно, пока не доведет до совершенства каждый малипусенький и никому незаметный переходик. Если у него что-то спросишь, он как правило молчит, но ты можешь получить от него ответ совершенно неожиданно примерно через полчаса. Если он кому-то что-то пообещал и не всё срастается, то он из кожи вон вылезет, но сделает.
Интересно, что по внешним параметрам Талгат чистой воды Вата. Худой, сухой, угловатый. Ну и некоторые ментальные свойства тоже есть – сухость, резкость. Но в чертах характера и в поведении преобладает Капха.).
Когда аюрведист исследовал меня, то заподозрил сахарный диабет. Достал какой-то препарат, взял кровь этим же препаратом и на нем же какая-то цифра высветилась, вроде 98.
Он улыбнулся и сказал: «Очень хорошо, удачливая. Нет сахарного диабета. Сахарный диабет - это уже проблема».
Доктор написал нам название препаратов, сколько, когда и как долго их пить. Также, написал, что нам кушать противопоказано, по крайней мере во время принятия препаратов. Одобрил для меня шатавари.
И вот что я собираюсь сделать.
Вдруг кто-то еще кроме меня станет приверженцем аюрведы)).
Раньше аюрведическими методами я не пользовалась, хоть и здоровье очень слабое у меня. Почему? Каждый прием к аюрведисту в Алмате стоит 50 баксов. Ну и недешевые препараты, конечно. А покупать препараты, не зная какие именно нужны, нет смысла. Наша знакомая, у которой позволяют возможности, покупала себе эти препараты по 4-5 тысяч тенге за каждый. А там не один, и не два. Нам это было не по карману.
А тут нарисовалась такая возможность и консультацию пройти, и препараты подешевле закупить, ну и с гарантией качества.
Короче, я хочу проверить на практике, действительно ли аюрведа так хороша? Проверить аюрведу на практике.
Проверить аюрведу на практике.
Я буду добросовестно пить все травки и откажусь от противопоказанного. И буду периодически вести дневник о состоянии своего здоровья. Действительно ли оно улучшится? Результат должен проявиться через пару месяцев.
Чтобы не быть голословной. Мне нужно принимать смесь из Трикату, Ашваганда, Шиланджит, Трифала один-два месяца раз в день. И шатавари 5-6 месяцев. И спирулину, конечно же. Еще купили там же сухой чаванпраш в порошке, приготовить надо самому, качество этого чаванпраша очень высокое, его тоже буду кушать.
Собираюсь вести образ жизни такой, чтобы уменьшить Капху. Не спать днем, не есть много хлеба, ну и побольше экспромта. Талгат меня еще сподвигает на Голтиса. Ну, и пару голоданий в месяц.
Исходное состояние здоровья: периодическая боль в ногах и почках. Часто чувствую слабость, усталость. Частенько болею. (Вот сейчас, например, тоже простудилась). Периодически болит то тут, то там. Как говорит моя бабушка: не срачка, так болячка. (Ну или не понос, так золотуха). Основные проблемы: ноги, слабость, усталость, рассеяность, мало энергии.
Когда я жалуюсь Талгату, что у меня что-то болит он сочувственно улыбается и говорит: Любимая… У тебя всегда что-нибудь, да болит))).
Кто хочет наблюдать за экспериментом, все статьи по этому поводу Талгат будет заносить в рубрику «Здоровье».
Да, и дай Бог вам здоровья!
P.S. Этот аюрведист, оказывается, еще и астрологическую карту открывает. Мы были уже у двух астрологов, сегодня хотим сходить и к нему. Поэтому здесь же анонс следующей статьи: «Астрология, или что мне понравилось в Индии-2»))).
2 комментария:
аюрведические вещи хороши, проверял в Подмосковье на Себе, после падения с крыши, и в Шри-Паде, после подъёма и спуска :)
)))))))))))))))Класс!!!! Очень интересно!!!! Ждем новые записи в дневнике для прочтения и реальные результаты для "прощупывания"))))))
Отправить комментарий