вторник, 15 января 2013 г.

Четвертый день - Вриндаван


Рассвет четвёртого дня  занимался из туманной дымки. Погода сегодня напоминала туманный ноябрь. Ощущался лишь запах дыма, а в глазах стояла белая пелена. Сегодня было холодно. Местные говорят, что такая погода всегда бывает зимой. Просто предыдущие несколько дней нам повезло застать тёплую погоду.

В 10 утра мы отправились на Радха-кунду (водоём). Расстояние до кунды примерно 30 км, поэтому мы стали ловить моторикшу. Дальше мы наблюдали происходящее с большим интересом. Падьявали Шри остановила рикшу и стала договариваться о цене. Кстати, если ты не знаешь местные цены, скорее всего тебе её обязательно увеличат раза в два. Потому что цены  по нашим меркам действительно смешные, а у водителей это единственный способ заработать свои рупии и прокормить семью. Так мы ездили несколько раз на лой-базар за 60 рупий, когда обычная цена (не в праздники и картику) велорикши до этого места 30 рупий.


Как только Падьявали показала, что её такая цена не устраивает, около 8-10 водителей слетелись вокруг неё и предлагали свои условия. Падьявали ловко что-то объясняла им на хинди, потом окинула взглядом  рикши, чтобы определить в какой из них будет ехать более менее комфортно. Она договорилась с одним из водителей, что он отвезёт нас на Радха-кунду и подождёт, пока мы совершим парикраму за 500 рупий.

Нас было 5 человек. Нимай, мы с Талгатом, Падьявали Шри и Вайшнава Дас. Рикша тронулась и мы начали кутаться и мерзнуть – холодный ветер дул прямо в лицо. Но очень скоро мы забыли о холоде и стали слушать рассказы Падьявали Шри и Вайшнава Даса – они знают это место уже давно и могут рассказать о любом квадратном метре на этой земле.

Мы доехали примерно за полчаса. Падьявали обменялась телефоном с водителем и мы отправились в путь.

В начале пути нас встретил высокий мужчина, местный житель. Он вёл себя, словно экскурсовод. Вайшнава дас сказал, чтобы мы не обращали внимания – и не соглашались больше, чем за сто рупий. Мы были не в курсе о чём он говорит, и не обратили внимания.  Мы сели на берегу, поводили рукой по воде. Здесь было так спокойно и к тому же наконец-то вышло солнышко, и просто хотелось посидеть на берегу и подумать о своём.  
Но тут наш сопровождающий положил мне, Талгату и Нимай горсть цветков в ладошку и настойчиво просил что-то повторять. Вайшнава Дас с улыбкой стал повторять ему на английском: «Не больше ста рупий», а непрошенный экскурсовод отвечал: «Мани из но проблем». Мы втроём вообще не понимали сути происходящего, но он так настойчиво просил нас повторять, что мы смиренно стали это делать.

Потом он повязал нам на руки красные повязочки  и стал намекать на стоимость его услуги. Мы дали по сто рупий, но видимо было недостаточно))). Падьявали Шри сказала, что все через это проходят. Оказывается, он провёл нам какой-то обряд. «Вы не подумайте, что это разводняк какой-то. Это действительно работает, у него есть квалификация проводить такие обряды. Просто вот такой у него своеобразный подход к людям» - разъяснила Падьявали.

Мы обошли Радха-кунду и какой-то русскоговорящий человек сказал нам, что сейчас будет шествие (харинама), а после пир с местными Бабами в честь ухода одного из Святых (Дживы Госвами). Тут показалась большая процессия, её возглавляло большое кресло на котором были какие-то изображения. Что это за изображения мы так и не увидели, но пустились вслед за шествием. Всё это сопровождалось громким пением и танцами, будто бы на карнавале.

Дальше нас позвали на пир. Это, конечно, был удар по моей брезгливости. Мы зашли в какую-то дверь и прямо под открытым небом из заграждений и деревьев была образована тропинка, по которой мы должны были идти и найти себе место, чтобы присесть и покушать. Но на земле, практически на каждом шагу были раскиданы остатки пищи.  Для кого-то это возможно не имело бы никакого значения, но наше сознание было к этому не готово. Мы с Нимай шли на цыпочках, выбирая место для каждого шага, чтобы не наступить на остатки риса или супа. Признаться честно, это было тяжело))).

Наконец мы нашли себе место и нам раздали по большому кругу, сделанному из каких-то листьев. Это были тарелки. Из пластика были только стаканчики, вся остальная посуда была из этих же листьев. Я подумала, что такие тарелочки более экологичны, чем наши пластиковые.

Нужно было подождать, пока еду раздадут всем и потом после того, как объявят начало пира, можно будет отведать угощение. Так здесь принято.

Мне высыпали на тарелочку огромное количество риса, какую-то зеленую массу и тушеные овощи. Местные жители добродушно смотрели на меня и пытались объяснить, как и что с чем нужно было есть. Я ничего не поняла и стала кушать так, как умею))). Здесь раздавали такое количество еды на человека, что я просто не смогла всего осилить. Но вот одна особенность – еду нельзя выбрасывать и недоедать. Это является знаком неуважения и непочтения к Бриджабаси. Я была немного озадачена, потому что реально оценивала свои возможности. Наконец я решила просто аккуратно сложить остатки в стаканчик и унести с собой. Таким образом, я не стала себя насиловать и не нанесла оскорбление.

По дороге мы зашли в какой-то дом, где нас гостеприимно встречал мужчина. Проведя нас в маленькую комнату, в которой стояли Божества, он попросил нас петь вместе с ним. Мы очень торопились, но мужчина так хотел удовлетворить Божество, что мы задержались минут на 10.
Он пел с большим чувством, мы вторили ему. Когда воспевание закончилось, он весь сиял от счастья. Падьявали сказала, что это малоизвестное место и сюда мало кто заходит. Хозяин был счастлив и не отпускал нас без угощения. Он дал нам какие-то печенья, которые приготовил сам. Я таких сладостей еще нигде не пробовала. Он провожал нас и всю дорогу благодарил.

После пира мы пошли обратно к рикше. Водитель уже ждал нас и звонил через каждые пять минут. Наконец мы уселись в рикшу и поехали назад. По дороге нас остановили несколько мужчин и попросили двадцать рупий просто так. Вайшнава Дас объяснил, что это местная мафия и нужно заплатить деньги за то, чтобы выехать. Он сказал, что тут есть всё, что и в любом другом населённом пункте: и мафия, и бандиты и всё остальное.

Потом в салон рикши и сзади и на переднее сидение и к нам стали забираться всё новые и новые люди. Падьявали Шри с недоумением говорила: «Басс, басс прабху!» Что означало: хватит, хватит уже набирать людей, мужчина, мы так не договаривались!

По дороге Вайшнава Дас и Падьявали Шри объясняли нам, что этикет, внешние атрибуты и другие особенности – это не главное на пути к Богу. Конечно, сначала нас учат этикету, что какой рукой брать, как и когда совершать омовение. Но только лишь соблюдая всё это нас может унести не в ту сторону. «Это процесс внутренний. Здесь не нужно фанатизма» - говорила она. Потом она рассказала, как в самом начале знакомства с этим путём не смогла избежать фанатизма.  «Я кричала на маму: Мама, я же сказала тебе – это непредложенная пища!!! Много чего было… Но всё это не главное. Главное, это твоя искренность, твоё желание прикоснуться к энергии Бога. Есть люди, которые вообще не соблюдают никаких правил в этикете, но светятся от счастья. Но то, что я сказала, нужно понять правильно. Это не означает, что мы вообще не должны следовать никаким предписаниям. Просто, поймите, что все эти предписания и правила – не самое главное на пути к Богу».

Мы приехали обратно к дому и попросили Падьявали съездить с нами на лой-базар.  Она отправила нас в магазин Ганготри, где закупаются очень много русских.  Продавцы здесь хоть и с акцентом, но прекрасно разговаривали и понимали на русском. Когда я спросила Талгата: а тебе не большое будет? Продавец отвечал: да, нормально, нормально! Продавцы здесь почти все знают цифры на русском)).

На лой-базаре Падьявали объясняла нам особенности национальной торговли))). «Это слишком дорого,  а вот эта вещь того стоит» - говорила она. На самом деле без знающего местные особенности человека на базар лучше не ходить, потому что велика вероятность, что тебе продадут что-нибудь не то. Так моему мужу чуть не продали тапки разного размера))).

Потом мы втроём, девочками, надолго застряли в отделе с чадарами и платками. Наши глаза просто разбегались. Я взяла на распродаже два чадара за 120 рупий – что на наши деньги просто копейки. Тут очень много красивых и стоящих вещей, главное уметь выбирать. Мы настолько устали, что решили отложить экскурсию по базару на завтра.

Падьявали Шри предложила зайти в еще один храм – Радха-Дамодары. Сегодня здесь отмечают уход одного Святого, Дживы Госвами. И действительно, в храме собралось очень много народу, шла лекция. Мы обошли храм три раза – это тоже как бы парикрама.
Когда мы, совершая парикраму вокруг храма, на минуту присели напротив самадхи одного Святого, внезапно наступило полное умиротворение, хотелось только лишь молча сидеть здесь и наполняться энергетикой этого места.

В этом же храме нас провели на кухню самого Шрилы Прабхупады. Прабхупада – это великий человек, Святой, который повёл за собой десятки тысяч западных людей, проповедуя им чистый образ жизни. Многие наркоманы и хиппи следовали за ним и избавлялись от дурных привычек, обращая своё сердце к Богу. Именно благодаря этому человеку сейчас на территории Запада и СНГ с бурными темпами развивается движение Сознания Кришны. 
Я читала немало скептических статей на тему «кришнаиты – это секта» и тому подобное. Но Шрила Прабхупада, который стоял во главе этого движения проповедовал исключительно хорошие вещи – не принимать интоксикации (курение, алкоголь, чай, кофе); не заниматься сексом вне брака (а если брать глубже, то это значит женщинам быть целомудренными, а мужчинам нести ответственность за свои поступки и за своих жён); не играть в азартные игры и не есть мясо, рыбу и яиц (ну, то есть не лишать жизни и не причинять вреда ни одному живому существу). И обратить своё сердце к Богу. Всегда помнить о нём, повторяя его имена (мантра «Харе кришна»). Он никогда не был противником ни одной религии в мире и уважал любого искренне верующего человека, будь то христианин или мусульманин. На сегодняшний день его книги  и его наставления помогают жить счастливо огромному количеству людей, и я никогда не понимала и не пойму, почему его последователей называют сектантами.

Возможно, просто это выглядит странно, когда русский человек (казах, американец, немец и тд.) появляется в обществе людей в странной одежде, выглядит подозрительно счастливым и изъясняется непонятными терминами))). Но это не повод неуважительно относится к другой культуре. Если вам кажется всё это неестественным – просто езжайте в сердце Индии, в любое место, где много верующих людей (хотя там почти каждое место является таковым)!  Там все эти термины, символика и одежда не режет глаз. Но люди удивительно добрые и отзывчивые. Даже полицейские дружелюбны. Курящих единицы, а выпивающих я вообще пока что не видела.  Здесь очень уважают старших. Практически нет агрессивных людей. Здесь очень послушные жёны, рядом с которыми очень заботливые мужья. Естественно,  не думайте, что все 100-тно так. Просто я пишу о том, что я успела заметить здесь за неделю пребывания. Конечно, западная культура постепенно проникает и в Индию, но здесь это ещё не охватило большую часть населения, как, например, в России или в Казахстане.

А если у вас какие-то другие ассоциации по  поводу кришнаитов, то скорее всего вы просто столкнулись с фанатизмом. Что делать, и такое бывает))) Таков наш менталитет – что мы всегда если уж чего и начнём, то со всем рвением и фанатизмом. Мне кажется, это касается не только Сознания Кришны;)))

Это было пару слов в защиту движения Сознания Кришны. А тем временем, мы  вышли из храма и засобирались домой – было уже поздно, давно стемнело.  «Ну, всё!» сказала Падьявали, - «мы с вами обошли все самые-самые места во Вриндаване. Вы получили все благословения, какие только можно, теперь можете ехать дальше со спокойным сердцем».

Наша программа на сегодня была завершена. А завтра нам остаётся лишь заехать на лой-базар, упаковать вещи и отправиться дальше.

Комментариев нет: